1. Мировоззрение, его структура и типы.
ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
2. Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем.
3. Философия и наука. Методологическая функция философии.
4. Философия в системе культуры.
I. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок и принципов определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и жизненные позиции, программы поведения и действия людей.
Мировоззрение — сложное интегральное духовное образование. В нем существуют различные компоненты:
— знания и ценности
— идеалы и принципы
— нормы и убеждения Структура Мировоззрение:
— знания
— оценки
— убеждения
Важнейшим элементом являются знания. Они могут быть:
— обыденные (житейско-практические)
— научные
-донаучные
В ходе исторического развития растет объем научного знания. Мировоззрение — взгляд на мир в целом. Существует противоречие в котором заключено: человек никогда не знал и не будет знать мир в целом, неоспоримо влечение человека к целостности единства. Человек стремится создать завершенную в принципиальных моментах картину мира. Гегель (нем. философ) стремился создать целостную, завершенную картину мира в своей философской системе. Утверждая завершенность знания заявляет, что сущность мира познана, т. е. мы имеем целостную картину мира. Гегель -объективный идеалист, у него развивается абсолют, его составляющие:
— мировой разум
— мировой дух
— абсолютная идея.
Содержание знания нужно рассматривать исторично. Научные обыденные знания имеют мировоззренческие значение тогда, когда они касаются структуры мировоззрения, проблемы мира и человека. Мы определяем такое знание как предельное. Оно раскрывает человеку фундаментальные отношения, свойства природы и человека. К ним можно отнести и знания об основе общества, т. к. взаимосвязь природы и человека всегда обусловлена обществом. Даже предельное научное и обыденное знание не просто включается в Мировоззрение. Оно отражает ту область, которая остается за пределом предельного знания. Знания превращаются в убеждения. Убеждения -взгляды, активно принимаемые людьми в соответствии всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Отличия знания и убеждения:
1. Знания всегда объективны, общезначимы, существуют без человека.
Убеждения объективно и субъективно слиты воедино. Знания определяют принцип деятельности и поведения человека. Познание — особый вид мировоззрения, особый вид человеческой деятельности Познание становится объектом исследования, анализируются формы и законы познания, целенаправленно вырабатываются методы получения новых знаний. Познавательное отношение к миру вторично. Единство убеждений и ценностного отношения выражают специфику мировоззрения. Цель познания — постижение истины, объективное, общезначимое постижение мира. Цель ценностного подхода по отношению к рассмотрению мира осуществляемого с точки зрения целей,
потребителей, понимания смысла жизни. Ценностные отношения вносят личностный момент в наши знания. Ценностный подход фильтрует наши знания, он отбирает значимое и отбрасывает незначимое. Знания и ценности составляют сердцевину мировоззрения. Знания — рациональный элемент мировоззрения. Мировоззрение включает в себя чувства, веру, эмоциональное отношение к миру, самому себе. Мировоззрение нетождественно философии. Типы мировоззрения:
1. Миф — форма общественного сознания.
Единая нерасчлененная форма сознания. В нем сплетено все:
— зачатки знаний
— религиозных верований
— политических взглядов
— форм культуры
— философских представлений
в мифе нет противопоставления между человеком и природой, между материальным и духовным, между объективным и субъективным. Человек и природа слиты в миф. Интеллектуальное своеобразие мифа — мысль выраженная в эмоциональных, политических образах.
2. Религия — форма мировоззрения в которой мир осваивается двояким образом:
— сверхчувственным Религия и мир раздваиваются:
— естественный мир
— потусторонний, сверхестественный, духовный мир.
Вера и культ дают нам четкую грань между Богом и человеком, Богом и природой. Религиозное Мировоззрение раскрывает нам единство мира. Творцом мира выступает Бог. На осгове веры формируются смысло-жизненные ценности, идеалы и принципы поведения и действия человека.
3. Философия — обращается к интеллекту, пытается дать рациональное обоснование мира.
— эмпирические наблюдения
— логические выводы
II. Основная задача философии — поиск объективной истины. Философия включает в себя все знания и размышления о мире. Проблемы философии:
— мир человека (I).
— проблема бытия (учения о природе) (II).
Слово «философ» ввел Пифагор. Интересы философии1. Строение мира, его происхождение, принципы функционирования
2. Определение единой первоосновы, первоматерии, первосубстанции мира. Исходя из проблемы (II) разделяют два направления философии.
— материалисты
— идеалисты
Проблема (II) была обозначена как основная проблема философии.
Моменты бытия:
1. Существование мира и человека.
2. Существование различных форм бытия.
3. Единство различных форм бытия. Гносеология — теория познания. Проблемы??? гносеологии???:
1. Может ли человек сам познать мир и как осуществляется сам процесс познания.
2. Способен ли человек адекватно отразить объективный мир. Со времен Сократа философы задумываются над вопросами:
— человеческой жизни и смерти
— предназначения человека и смысла его существования
— нравственными проблемами
— общими принципами политического и правового устройства
Философия есть наука или ненаука? Большинство философов и ученых считают, что философия -наука. Фалес (др. греч. ученый) создает пособие по философии. Разбил год на 365 дней, вписывает треугольник в круг, впервые указал на затмение солнца, создал пособие по астрономии. Наука сталкивается с проблемами, которым дать объяснение не в состоянии. Обобщая научное и практическое знание философия разрабатывает категориальный аппарат. Категории — это мысли. Отражаются всеобщие связи действительности и познания.
studfiles.net
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.Типы мировоззрения
Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[1].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философия (любовь к мудрости)
Философия – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия как понятие — это теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении понятия философии употребляются термины — теоретическое мировоззрение, система взглядов.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
концептуальная обоснованность;
систематичность;
универсальность;
критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
studfiles.net
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.
На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.
Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.
Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.
Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
РАЗДЕЛ I . ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.
Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.
Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.
Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.
Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.
Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.
Мир
mirznanii.com
Философия в структуре мировоззрения — стр. 2
Философия в структуре мировоззрения.
Взаимодействие, неразрывная связь философии и наук имеет большое значение для формирования мировоззрения как личности, так и социальных групп людей. Мировоззрение — этх) система наиболее общих взглядов на мир и место человека в нём, ценностные ориентации, принципы, убеждения, жизненная позиция. Именно они определяют отношение личности или общества к действительности. Различают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, философское, научное, а также сциентистское, антисциентистское. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, на основе непосредственного жизненного опыта; религиозное мировоззрение базируется на догматах религиозного миропонимания; научное ми* ровоззрение, формируется на основе познания законов развития природы и общества. Сциентизм как мировоззрение рассматривает науку, и прежде всего естественнонаучное знание, главным фактором прогресса и решения социальных проблем. Антисциентизм выступает против абсолютизации роли науки в жизни человека и общества, более того, он их противопоставляет. Философское мировоззрение — предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на универсальных принципах и законах бытия. Оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии. Поэтому мировоззрение может быть материалистическим либо идеал истическим.
Виды мировоззрения: индивидуальное /личности/ и общественное мировоззрение, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.
Структура мировоззрения. Следует различать /но не противопоставлять/ психологическую и гносеологическую структуру мировоззрения. Психологическая структура: система знаний, взглядов; система ценностных ориентации, которая выражается в системе оценок, отношении человека к миру, в выборе жизненной, позиции; убеждения, в которых соединяются знания, чувства, уверенность в избранной позиции, осознание долга и мера нравственности; идеалы. Основную роль в формировании мировоззрения играют знания, содержание которых определяет гносеологическую структуру мировоззрения: естественнонаучные /физические, биологические и т.д./, математические, социологические, эстетические, экономические, экологические и т.д.
Но мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядов на мир, это концептуальное видение, своего рода призма, через которую воспринимает-12
все происходящее в мире. Теоретическим основанием миро-зрения ЯВляется философия. Именно философия, в отличие 1т частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития сущность, место и роль человека в системе мира, его духовное и практическое отношение к миру.
Вывод: философия является учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления — методологией научного познания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.
Словарь
Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека. Идеализм — философское направление, признающее первичным духовное /сознание/.
Идеализм объективный — форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобшего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.
Идеализм субъективный — направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.
Материализм — философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание — вторичным. Дуалисты — философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное. Методология — способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Мифология — возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетического мироощущения.
Натурфилософия — философия природы, первая форма философии, содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.
Философия- наука об универсальных законах и принципах бытия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»
13
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.
Наука — сфера деятельности человека, связанная с выработкой теоретической систематизации объективных знаний о действительности.
Вопросы для самоподготовки
Что такое философия?
Предмет философии.
С постановки каких проблем начинается философия?
Какое значение для развития философии имеет поиск древни
ми мыслителями первоначала и первопричины мира?Как определяет предмет философии Аристотель?
Основной вопрос философии.
В чём различие натурфилософии и антропологической фило
софии?Какое значение имеет выведение атомистами принципа при
чинности?Какое место занимает философия в классификации наук Пла
тона и Аристотеля?Эволюция взглядов на предмет и функции философии в про
цессе её становления и развития.Что является основанием для признания Гегелем философии
наукой?Какую роль играют универсальные законы и принципы в сис
теме философских знаний?Как соотносятся философия и наука?
Единство теории и метода в философии.
Философия как методология.
Роль и место философии в структуре мировоззрения.
Какую роль играет мировоззрение в развитии научного зна
ния?Функции философии.
Какую роль отводит философии позитивизм?
В чём сущность постановки в истории философии проблемы
партийности?Роль философии в развитии культуры.
Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «…философия составляет своеобраз-14
й способ мышления, такой способ мышления, благодаря кото-^uv оно становится познанием, и познанием посредством поня-
«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, еханике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
«философия — «наука о науке вообще». «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».
Какое из высказываний соответствует содержанию предме
та философии?Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципи
альное различие позиций философов.
Чем объяснить почти одновременное возникновение фило
софии в территориально разобщенных центрах древней цивилиза
ции: Индии, Китае, Греции?В истории науки в период XIV — XX в.в., на становление ма
тематики, физики, химии большое влияние оказала философия, в
равной степени, как вышеназванные науки способствовали разви
тию философии. Поколейте это на примерах творчества великих
мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль
сыграла ограниченность метафизического, механистического
материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX — XX ев.
Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии
философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц,
Б. Спиноза, Эйлер, А. Эйнштейн, Ы. Борн, Л. А. Фридман)Известный английский физик, один из создателей квантовой
физики М. Борн вышел в отставку по возрасту в качестве про
фессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что по
служило основанием М. Борну для высказывания: «Именно теоре
тическая физика есть подлинная философия?».Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Ве
ликий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления к бытию».
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
м. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что
15
Рубинштейн СЛ. Человек и мир.
ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
КАТЕГОРИИ
20
Способ построения философского знания
Мы не можем мыслить ни одного предмета
иначе как с помощью категорий.
И. Кант.
В отличие от мифологии (синтеза эмпирических знаний, веры, фантазии) и теологии (вероучения) философия возникла и развивалась как система знаний. По мере усложнения предмета и способа познания мира формировался аппарат философского знания: понятия, принципы, законы, в соответствии с чем философия из учения, представляющего собой совокупность идей, превращалась в теорию, а затем в науку и, соответственно, в методологию.
Процесс становления философии как учения об универсальных принципах и законах бытия превращался в способ формирования научного знания вообще: объективный мир, принципы, законы (объект, содержание знаний) — понятия (язык науки) — принципы (основания науки) — законы (логика науки, структурные основания построения знания как системы)-теория (система связи, понятий, принципов, законов в единую концепцию) — метод (способ познания, опирающийся на законы и принципы) — наука (органично целостное учение, содержанием которого являются принципы и законы мира).
Роль языка в системе знаний
На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия — язык науки, без которого она существовать не может. Язык — информационно-знаковая система,
соб и средство существования и передачи мысли. Язык появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования как способ обыденного эмпири-
кого познания и средство общения. Такой язык называют явственным, предметно-практическим языком. Единицей это-
[зыка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития рактических действий и форм общения, язык приобретает системность, упорядоченность, структуру, особенно это проявляйся на этапах становления письменности. (IV — III тыс. до н.э.).
21
Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с noMoJ щью органов чувств, человек давал обозначения, о чем впо-| следствии скажут: мир предметов — мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи, взаимодействия, соедД няющие предметы в единую систему, целостный мир, он пьм тался вьивить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегрече-1 ской философии этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая причина», «Ум — творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бы-тия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие — это отражение внутренних, общих, существенных связей.
Но уже Платон (V — IV век до н.э.) заметил, что знание может говорить языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как источник его активности. Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии), соответственно усложняется само знание по форме и содержанию:
Обыденные знания (предметный мир) | Наука (законы, действующие в определенной сфере бытия) | Философия (универсальные законы) |
Слово (единичные предметы) | Понятия (общие связи, классы предметов) | Категории (всеобщие, существующие связи) |
Обыденный язык | Язык науки | Язык философии |
Язык стал одним из необходимых условий, средством и способом развития мысленной деятельности, познавательных способностей человека и его взаимодействия с окружающим миром, становления культуры и носителем общечеловеческих ценностей. Слово — единица, основной элемент языка. Важную роль в его структуре играет семантическая, содержательная,
22
повая сторона, определяющая роль языка в познаватель-1еятельности. На уровне научного познания объем, содер-е знаний концентрируется в понятии. Понятие есть отра-ie существенных связей предметов и явлений действитель-■ законов, действующих на уровне той или иной формы 1иже’ния материи, составляющих предмет и определяющих пецифику частнонаучного знания. Предельно общими поня-ями являются категории, содержание которых составляют необходимые, существенные, универсальные связи мира как елостности. В истории философии такие понятия стали называть универсалиями. Немецкий философ М. Хайдеггер справедливо заметил: «Философское мышление — мышление в предельных понятиях».
Понятия науки и философские категории
Понятие «категорэйн» (высказывание) встречалось у Платона, но статус философского оно обретает в учении Аристотеля. (Студенты могут познакомиться с трудами Аристотеля «Категории». Соч., в 4х т,, М., 1978. т.2, «Метафизика», т. 1).
В рассуждениях о существовании каждой отдельной вещи и их общего основания — единого, он различает обозначение отдельной вещи и «единой мысли» о едином в каждой отдельной вещи. По существу речь идет о словах-обозначениях конкретных единичных предметов и категориях — понятиях, содержанием которых является то общее, существенное, по словам Аристотеля, «причина единства сущностей», что служит основанием соединения отдельного, единичного в целостность. И это единое — не «привходящее» («наподобие того, что соединено клеем или гвоздями, узлом»), «не посторонней силой», «а имеет причину в своей непрерывности в самом себе». Аристотель рассматривает категории как понятие сущего и в то же время как принцип объяснения причинного основания мира как эстности во всех ее изменениях, что позволило Аристотелю, 1 значительно позже И. Канту, Г. В. Ф. Гегелю построить сис-«му категорий. Именно Аристотель ставит проблему активно-ги, подвижности, динамичности категорий и, соответственно, [Ьцпления, которое он определяет как деятельность; «Мышле-ш| «сть деятельность». («Метафизика». Соч., М., 1976. т. 1.
Категории — это движущаяся мысль, процесс, отражающий и жающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимо-условленности. Именно поэтому они составляют основу раздающейся Мысли— Категории отражают не единичную связь, а ему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, та-система взаимосвязанных понятий составляет фундамент
23
философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). c<J ответственно, категории — это системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип действующих про, цессов мира (их сущности, причинности, необходимости…) J прогностический принцип, на основе которого строится модель) изменений в мире будущего. В то же время, каждая из катего-] рий включает в себя другие категории и представляет собой^ систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.
Категории — не произвольные конструкции ума, а отражение мира как развивающейся системы. Будучи сложным образованием, категории имеют структуру. Различают форму, содержание и объем понятия. Форма — языковый способ выражения понятий, словесное обозначение связей, процессов, системы явлений. Понятия, категории — высшее значение слов, выражающее наиболее общие стороны и отношения действительности. Форма понятий неразрывно связана с их содержанием, которое отражает логику, содержание развивающегося мира. Содержание понятий — отражение сущности, внутренних и внешних связей предметов или явлении, их органического единства. Например, содержанием фундаментального философского понятия «материя» является объективная реальность — вся система существующих предметов, явлений, процессов, в их единой органической целостности. Если форма понятия и логика связи понятий по форме мысли есть средство выражения мысли, то содержание понятия есть способ существования и развития мысли, ее сущность.
Связь понятий в единую мысль осуществляется по законам логики. Логика — это форма и способ последовательно упорядоченного построения мысли; «наука о законах и формах мышления». Различают формальную логику: построение мысли по формальным основаниям — форме понятий, синтаксическим основаниям их связи, отвлеченным от конкретного содержания; и диалектическую логику — логику содержания мыслей, представляющих собой систему развивающихся понятий, отражающих связь, развитие, принципы, законы объективного мира, науку о развивающемся мышлении. Объем понятий — отражение существенных свойств предметов или явлений, множество, системы связей, охватывающих ту или иную сферу бытия. Различают единичные, частнонаучные, общенаучные и универсальные понятия: спутник Марса, энергия, система, материя… Объем понятия имеет немаловажное значение для развития мышления и познания сущности мира, — это своего рода информационная емкость понятия, но не в количественном, а в содержательно’ смысловом аспекте. 24
Фундаментальные философские категории
тличие от обыденного языка язык философии (и прежде категории) формировался в процессе осознания сущно-Г°поичинных оснований, связей, развития, на основании ТИ‘ «сального едИнства всего существующего. Не случайно «из первых философских понятий стало понятие «архэ» ■пположительно его ввел Анаксимандр VI век до ,)- материальная первооснова, естественный порядок, первопричина и закон всего существующего, начало, «лежащее в ювании», (см. Антология мировой философии. М., 1969. ч. 1, •70) Все содержание, смысл, объем понятия «архэ» вберет в ебя понятие субстанции, которое употребил уже Гераклит, (см. фрагменты ранних греческих философов., М. 1989 ч. 1 с. 201), тотель определит субстанцию как первую сущность, основу сущего, Ф. Бэкон (XVI — XVII в.) даст краткое, но емкое определение субстанции — «предельное основание бытия». К проблеме субстанции обращаются и другие философы Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
Понятие «субстанция» как осмысление сущности, первоосновы, единства, первопричины всего существующего стало своего рода ключом к постановке всех философских, а в последующем конкретно-научных проблем. Как справедливо отмечают современные исследователи, с поиском субстанциальных основ существующего мира связано возникновение философии, поиски вывели древних мыслителей на понятие материи, торую Аристотель определил «как первичный субстрат каж-вещи, из которой эта вещь возникает…, поэтому он ей >енне присущ» (Физика., соч. т. 3. с. 81) и одновременно необходимость, причина, бесконечное… Философская ысль (материалистическая) определит материю как объективную реальность, субстанцию, сущность вещей.
С формированием представлений о материальности мира и
>й объяснения его причин в философию входят понятия
[ия, связи, Логоса — закона как оснований «устойчивого
вещей», порядка гармонии (Гераклит), превращения воз-
кности в действительность (Аристотель), что позволило уже
б Р^»1)1 объяснить естественные основания (через единство и
противоположностей) существования мира, примени-
ККОТОР°МУ он использует понятие космос, которое было
ничн АнаксиманДРУ и Пифагору (VI век до н. э.) Орга-
мигч, /п явилось понятие «система» применительно к космосу, миРу (Платон, стоики).
ФилосоЛНЯТИЯМИгносиз» познание, психэ — душа (Гераклит) в
знаварм ЮВОшла проблема отношения человека к миру, по-
ости МиРаи истинности знаний (Гераклит, Парменид),
refdb.ru